Архитектурное наследие династии Бальян

Архитектурное наследие династии Бальян

in Достопримечательности Стамбула,По Стамбулу,Стамбул экскурсионный

На архитектурный облик столицы трех империй огромное влияние оказали работы армянских придворных архитекторов из династии Бальян. На протяжении полутора столетий они возводили здесь дворцы, виллы, павильоны, мечети, церкви и различные общественные здания. Основателем династии считается мастер Меремметчи Бали Калфа (?-1725) из Карамана, который перебрался в Стамбул и после своей смерти оставил сыну Магару должность архитектора при султанском дворе. Из-за авантюрного склада характера Мимар Магар (mimar — архитектор) вскоре угодил в ссылку в восточную Анатолию. Здесь у него появилось достаточно времени, чтобы передать накопленные знания своему сыну — Крикору Амира (1764-1831), прежде чем снова вернуться в Стамбул.

Крикор занял при дворе место отца, прослужил при четырех султанах и стал первым членом семьи, который уже именовался Бальян. Он получил лицензию от султана Абдул-Гамида I (1774-1787), затем стал неофициальным советником Селима III (1789-1807), а после непродолжительного правления Мустафы IV (1807-1808), накоротке общался с Махмудом II (1808-1839) что, впрочем, не помешало последнему отправить зодчего в ссылку в Кайсери. После монаршего прощения пришла пора передавать дела юному и неопытному сыну – Карапету Амира (1800-1866). Среди работ Крикора особо выделялись дворец Чираган и казармы Селимие (позже сожженные янычарами), комплекс Айналы Кавак, мечеть Топхане Нусретие, фабрика Фесхане. Вместе с Крикором работал его младший брат Сенекерим (1768-1833). Его имя теперь упоминается только в связи со строительством башни Баязида, первая деревянная версия которой, построенная Крикором, сгорела дотла.

Саркис Бальян

Саркис Бальян

Из-за недостатка опыта на первых порах юный Карапет делил место архитектора со своим приемным дядей. Новый член династии Бальян работал во времена правления султанов Махмуда II, Абдул-Меджида I (1839-1861) и Абдул-Азиза (1861-1876), построив большое количество сооружений, самым известным из которых стал дворец Долмабахче. Над этим архитектурным творением Карапет трудился вместе со своим сыном Никогосом (1826-1858). А вот дворец Бейлербей проектировал уже с двумя другими сыновьями – Саркисом (1835-1899) и Акопом (1838-1875). Помимо этого талантливый зодчий создал такие архитектурные шедевры, как новый дворец Чираган, мечеть Ортакёй, мавзолей султана Махмуда II.

Армянское кладбище в Багларбаши

Армянское кладбище в Багларбаши

Братья Никогос и Саркис Бальян вместе учились архитектуре в парижском колледже, но из-за болезни старшего – Никогоса — вернулись в Стамбул. Здесь Никогос стал советником по искусству при султане Абдул-Меджиде I и основал школу местных архитекторов, где обучал их западной технике строительства. Смерть оборвала творчество этого талантливого зодчего, оставившего после себя павильон Ыхламур, мечеть Долмабахче и дворец Гёксу, в возрасте 32 лет. Саркис Бальян (1835-1899) прошел обучение в Академии художеств. Вернувшись в Стамбул, он включился в работу над дворцом Бейлербей. После смерти отца одной из больших самостоятельных работ Саркиса стало восстановление дворца Адиле Султан. Члены знаменитой династии зодчих покоятся на армянском кладбище в Багларбаши (Юскюдар).

Comments on this entry are closed.